SEO

Сервисы для анализа сайта

Сервисы для анализа сайта
По числу вкладок, традиционно открытых в браузерах SEO-шников, можно понять: это люди, которые по-настоящему помешаны на данных. Иногда они сами оттого страдают — когда начинают «плавать» и выгорают. Но чаще страдает работодатель. Ему такая мания SEO-специалистов «влетает в копеечку». Приходится оплачивать подписки на все сервисы, некоторые из которых — совсем недешёвые.

В статье разберёмся, какие сервисы анализа веб-сайтов относятся к категории must-have. Статья полезна для начинающих оптимизаторов и маркетологов, а также для предпринимателей и руководителей, которые не хотят переплачивать за бесполезные подписки.

    • Панели для вебмастеров
    • Анализ трафика и конверсии
    • Программы для экспресс-анализа веб-сайта
    • Программы для анализа ссылочной массы
    • Программы для проверки позиций
    • Программы для анализа конкурентов
    • Программы для тестирования юзабилити
    • Программы для комплексного анализа веб-сайта

Панели для вебмастеров

Основную информацию о веб-сайте можно узнать в панелях для вебмастеров, доступ к которым предоставляется бесплатно. У каждой поисковой системы панель: у «Яндекс» — «Яндекс.Вебмастер», у Google — Search Console, у условного Bing — это Webmaster Tools.

«Яндекс.Вебмастер» может:

  • Проверять внешние и внутренние ссылки веб-сайта.
  • Смотреть, по каким поисковым запросам ранжируется ресурс.
  • Анализировать файлы robots.txt и sitemap.xml.
  • Проверять микроразметку и мобильную версию веб-сайта.
  • Сообщать поисковику о появлении на веб-сайте новых страниц.

В довесок «Вебмастер» оповещает сайтовладельца о появлении на веб-сайте проблем различной степени критичности и о нововведениях «Яндекс», которые смогут сделать ресурс более удобным с точки зрения поисковой системы.

Яндекс Вебмастер - фото«Яндекс.Вебмастер»

Google Search Console — из «той же оперы», только способен выполнять более детальный анализ поисковых запросов. Здесь можно посмотреть не только показы, клики и CTR, как в «Вебмастере», но и позиции страниц веб-сайта по запросам.

Гугл консоль - скриншотGoogle Search Console

Нынешний «облик» Google Search Console обрёл в 2017 году — с тех пор SEO-специалисты относятся к нему довольно настороженно. По мнению большинства из них, предыдущий, «винтажный» интерфейс был более понятным и дружелюбным.

Панели для вебмастеров полезны для быстрого «чека» состояния веб-сайта. Но если необходимо выполнить полный SEO-аудит веб-сайта с целью выявить, например, причину планомерного снижения позиций, ограничиться ими не удастся.

Анализ трафика и конверсии

Поисковики также дают бесплатные доступы к вашим системам аналитики: к «Яндекс.Метрике» и Google Analytics.

В «Метрике» SEO-специалист должен чувствовать себя как рыба в воде. Эта система аналитики особенно ценна тем, что может отслеживать любимые «Яндексом» поведенческие факторы. Для их проверки даже не необходимо никуда «проваливаться» — основная информация выведена на дэшборд. Речь идёт о проценте отказов, глубине просмотра и времени на веб-сайте.

Яндекс Метрика - скриншот«Яндекс.Метрика»

«Метрика», в частности, может «подглядывать» за посетителями. Благодаря возможности «Вебвизор» можно без проблем просмотреть записи визитов и сделать выводы, куда пользователи кликают, на каком этапе покидают веб-сайт. «Яндекс» регулярно «докручивает» «Метрику», дополняет новыми разделами. Нововведение 2020 года — раздел «Цели», где можно легко изменить до 200 целей для одного веб-сайта. Полезная «фича» для анализа конверсии.

Аналог «Метрики» у Google называется Analytics. Analytics удобнее с точки зрения отслеживания действий посетителя и конверсии. Так что маркетологам эта система аналитики больше по нраву. Зато среди SEO-шников можно легко встретить много недовольных тем, что Google не раскрывает информацию, по каким ключам посетители переходят на веб-сайт.

Google Analytics - картинкаGoogle Analytics

Есть мнение, что установка обеих систем аналитики замедлит веб-сайт — спасибо PageSpeed за эту паранойю. Фактически это верно, однако замедление будет таким незначительным, что на ранжировании точно не скажется. Жертвовать доступом к системе аналитики ради подобной экономии времени загрузки бессмысленно.

К сожалению, системы аналитики, как и панели для вебмастеров, не дают всей информации, необходимой для полноценного SEO-анализа веб-сайта. Они, в частности, не могут определить качество ссылочной массы веб-сайта или оптимизации мета-тегов. Мы опять упираемся в то, что бесплатных сервисов для полного аудита веб-сайта недостаточно.

Программы для экспресс-анализа веб-сайта

Что такое экспресс-аудит веб-сайта? Запустил программу и посмотрел, нет ли у ресурса критических недостатков. Востребован не только SEO-шниками, но и инвесторами, которые на основе подобного анализа могут решить, следует ли вкладывать деньги в проект. Сделать такой SEO-аудит удастся с помощью программ:

  • Be1. Существует в формате плагина для браузера. Определяет динамику видимости, трафика, самые «сочные» запросы, по которым веб-сайт находится в топе, худо-бедно анализирует ссылочную массу. В целом, всю основную информацию даёт. Подходит также для SEO-анализ страницы — например, оценивает тошнотность содержимого.

Be1 - скриншотПлагин от Be1

  • PR-CY. Онлайн-сервис, который проверяет оптимизацию, юзабилити, адаптацию под «мобильники», социальную активность. Также собирает список ключевиков, по которым больше всего показов. «Фишка» сервиса — на основе анализа он сам составляет перечень рекомендаций для SEO-шника — рода чек-лист. Однако приобрести полный список можно без проблем только после покупки подписки. Самый доступный тариф — 990 рублей в месяц.

PR CY - скриншотPR-CY

Среди рекомендаций сервисов для анализа сайта онлайн можно без проблем встретить RDS Bar. Не советуем эту прогу, в 2021 она откровенно устарела. Плагин RDS для браузера до сих пор пытается замерить ТИЦ — нужен ли другой повод, чтобы от него отказаться?

Программы для анализа ссылочной массы

Посмотреть список внешних ссылок на веб-сайт можно в «Яндекс.Вебмастере». Однако характеристика сайта-донора там одна — ИКС. Этого недостаточно, так как ИКС отражает общее качество веб-сайта глазами одной поисковой системы, но не характеризует прямо ценность ресурса как донора. Проще говоря, веб-сайт может обладать высоким ИКС и быть плохим донором — если имеет в себя слишком много исходящих ссылок, явно оплаченных.

Для SEO-анализа ссылочной массы подойдут такие программы:

  • Ahrefs. Зарубежный сервис с «живой» базой бэклинков, регулярно пополняющейся. Ahrefs ввели метрики, которые теперь у SEO-шников в активном обиходе — UR и DR. Первая характеризует ссылочный вес отдельной страницы, вторая — вес веб-сайта. Сервис удобен для анализа анкорного листа и поиска неработающих бэклинков. Однако у Ahrefs есть минус: это довольно дорогой сервис — 99 долларов в месяц на минимальном тарифе. Причём даже триальный период здесь платный.
  • Xenu. Xenu старомодна слегка, но настолько культовая, что ей даже посвящена страница в «Википедии». Это десктопная программа, с помощью которой можно найти на веб-сайте битые ссылки, замерить время отдачи каждой страницы, определить странички с высоким уровнем вложенности и самые тяжёлые изображения. Быстро скачивается, весит килобайты.

Xenu - скриншотXenu

Xenu бесплатная, но альтернативой Ahrefs она не будет и близко.

Для быстрой, поверхностной проверки ссылочной массы веб-сайта следует воспользоваться CheckTrust. Сервис бесплатно определяет траст веб-сайта и его заспамленность исходящими ссылками. Правда, число бесплатных проверок лимитировано.

Программы для проверки позиций

«Снимать» позиции веб-сайта по запросам можно платными программами и бесплатными. Разница — в удобстве. В частности, платные сервисы обычно выполняют проверки автоматом, тогда как бесплатные приходится запускать вручную. Кроме того, платные проги для проверки позиций, как правило, хранят историю за продолжительный срок. Бесплатные данным похвастать не могут.

Самый удобный бесплатный сервис — упоминавшийся Be1. В числе преимуществ программы:

  • Наличие встроенного кластеризатора.
  • Функция собирать запросы в группы.
  • Функция выполнить проверку по региону.
  • Неограниченное число запросов для одного аккаунта.
  • История — сохраняются последние 7 проверок.
  • Выгрузка в CSV.

Главный недостаток — за раз можно проверить только 100 запросов. Потом нужно запускать следующую проверку. Ещё один минус — позиции кэшируются на сутки. То есть в рамках одного дня дважды их снять невозможно.

Платная альтернатива Be1 — система «Лидер». Это программа для анализа веб-сайта, которая специализируется на проверке позиций.

Достоинства программы:

  • Точная проверка позиций.
  • Определение релевантной запросу страницы веб-сайта.
  • Функция интеграции с «Метрикой».
  • Удобная сводка — можно, к примеру, посмотреть, какой процент ключевых слов из проекта зашёл в топ и как этот процент изменился.
  • Низкие цены — на самом дорогом тарифе стоимость проверки позиции по запросу составляет всего 1 копейку.

Также для проверки позиций можно без труда использовать «Топвизор» и Serpstat.

Программы для анализа конкурентов

Бежать за кем-то проще, чем просто бежать. Анализ конкурентов обычно проводят на начальном этапе работ по продвижению веб-сайта. Результаты анализа используют при составлении стратегии развития ресурса, а также при планировании бюджета на SEO.

Какие сервисы подходят для SEO-анализа сайта-конкурента?

  • SimilarWeb. Зарубежный сервис анализа веб-сайтов, который может узнать объём трафика конкурентов, их поведенческие факторы(к примеру, среднюю продолжительность визита, глубину просмотра), уточнить географию аудитории ресурса и источники трафика. Отчёт SimilarWeb информативен, однако данные из него — увы, не  истина в последней инстанции. Погрешность может достигать 30%.

SimilarWeb - скриншотSimilarWeb

  • SEMRush. Ещё один иностранный SEO-«мультитул». Не дружит с «Яндексом», анализирует запросы только в Google. Зато как анализирует! Можно легко проверить динамику числа запросов, по которым веб-сайт находится в определённом сегменте выдачи(к примеру, Топ-3, Топ-10, Топ-100). Можно без проблем посмотреть, какие запросы ещё использовали люди, чтобы «выйти» на информацию, которую веб-сайт предоставляет. И многое иное — чтобы перечислить все «фишки», предлагаемые SEMRush, придётся написать отдельную статью.

SEMRush - скриншотSEMRush

Недостаток SEMRush — дороговизна. Наиболее «вкусные» возможности доступны исключительно по подписке. Самый дешевый тариф при ежемесячной оплате — 120 долларов.

Программы для тестирования юзабилити

Опытный SEO-шник понимает, что доверять проверку юзабилити себе — без толку. При работе с веб-сайтом «глаз замыливается» только так — в результате перестаешь замечать недостатки, очевидные иным. Так что для оценки юзабилити лучше тоже использовать сервисы. К примеру:

  • UsabilityHub. Сервис, который предпочитают Adobe и eBay, может оценить удобство веб-сайта с помощью реальных пользователей. Есть пару вариантов шаблонных тестов — к примеру, 5-секундный тест, который помогает понять, какое впечатление оставляет интерфейс веб-сайта. UsabilityHub можно пользоваться бесплатно — если приведёте тестировщиков. Услуги тестировщиков, работающих с сервисом — за деньги.
  • CrazyEgg. Сервис для A/B-тестирования. Может показать аудитории два варианта страницы, замерить реакцию и выбрать более удачный. Программа платная, но по меркам SEO недорогая. Минимальный тарифный план следует 24 доллара.
  • AskUsers. Русскоязычный аналог UsabilityHub. Работает так: вы выбираете асессоров из списка — учитывая, к примеру, возраст и увлечения — показываете им веб-сайт, потом даёте анкету под заполнение. В результате приобретаете ценный фидбэк относительно того, что не так с ресурсом.

Программы для комплексного анализа веб-сайта

Данные программы не только облегчат анализ веб-сайта в поисковиках, но и заменят собой многие из перечисленных выше сервисов:

  • Megaindex. Классика в сфере сервисов аналитики и продвижения. Включает более 30 инструментов для анализа веб-сайта онлайн — в том числе для проверки видимости, бэклинков, расширения семантического ядра, моделирования перелинковки. Это рода Be1 «на максималках» — что и неудивительно, ведь Be1 создан на деньги Megaindex. Сервис Megaindex условно бесплатный. Сводку по веб-сайту можно без труда приобрести, просто зарегистрировавшись — а вот за детальные отчёты придётся платить.
  • Sitechecker. Иностранный сервис, который выполняет SEO-анализ веб-сайта онлайн. Обстоятельно сканирует веб-сайт с целью определения всех технических ошибок — и  находит их неприлично много. Пугаться данному не следует — Sitechecker считает одинаковые ошибки на различных страницах отдельно.

Sitechecker - скриншотSitechecker

  • Screaming Frog. Десктопная «прога», без которой выполнить анализ SEO-продвижения почти невозможно. Screaming Frog — это краулер, который может спарсить веб-сайт и выгрузить его в формате Excel. В табличной форме намного проще, к примеру, анализировать мета-теги на предмет числа символов и отсутствия дублей.

Платные сервисы необходимы для полноценного SEO-анализа веб-сайта и его раскрутки. Однако обложить себя разнообразными краулерами и парсерами недостаточно. В SEO решающий фактор — человеческий, и результат прямо зависит от того, насколько «прямы руки» у специалиста, которому сервисы доверены. Опытному сеошнику достаточно аналитики от поисковиков и отчёта «лягушки», чтобы привести веб-сайт в благопристойный вид. Остальное — для вывода ресурса в Hi-Class.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *