SEO

Кто такой SEO специалист

Кто такой SEO специалист
Если проанализируете предложения таких крупных образовательных проектов, как Skillbox и Netology, в сфере маркетинга и IT, обнаружите, что направление «SEO-специалист» будет одним из самых дешевых. Всё из-за мнения, будто «SEO мертво», которое бытует в народе 15(!) лет. SEO можно сравнить с известным героем мультфильма South Park — ежегодно аналитики находят новые поводы писать направлению SEO эпитафию, однако воз и ныне там. Точнее, не воз, а SEO-специалист за компьютером.

Необходимо смотреть на эту ситуацию с положительной стороны. Раз теперь можно легко обучиться SEO за бесценок, это однозначно следует сделать. Статья расскажет, какие обязанности возлагаются на SEO-оптимизатора. Увидев, насколько велик перечень, вы поймёте, почему SEO-шников не спешат сокращать.

SEO-специалист: кто это и чем занимается?

Объясним, чем занимается SEO-специалист, с самых азов. Когда человек вводит запрос в поисковую строку «Яндекс», Google или другой системы, он видит, что результаты поиска(веб-сайты) выстраиваются по рангу — с первой строки по десятую на первой странице, так же — на второй и последующих. Это происходит не случайным образом. Чем лучше подходящая страница веб-сайта и веб-сайт в целом, тем выше строчку в выдаче занимает. Награда за высокую строчку — большой трафик. Вы можете без проблем по себе заметить, что при поиске информации кликаете на ссылки в выдаче, находящиеся выше.

Страница на первой строчке в выдаче забирает примерно 49% трафика по запросу, страница на второй строчке — около 20%. Тем, кто занимает строчки с 4-ой по 10-ую, достаются «крохи». Веб-сайтам из второй десятки не остаётся почти ничего — кроме случайных, «залётных» пользователей.

Отображение: продвинув веб-сайт в первую десятку, получите бесплатный — в отличие от случая с контекстом — трафик. А если удастся протолкнуть ресурс в «тройку» по «вкусному» коммерческому запросу, отбоя от потенциальных покупателей не будет.

Но что значит «продвинуть»? Как это сделать? Это знает SEO-специалист, который профессионально занимается продвижением веб-сайтов в поисковых системах. SEO-специалист отвечает за то, чтобы веб-сайт не прозябал в «чистилище» второй десятки. Каковы же обязанности SEO-специалиста и что конкретно он делает?

  • Составляет стратегию SEO-продвижения. Речь идёт о стратегии — то есть о долгосрочном плане, так как краткосрочных результатов от SEO нет. Как правило, стратегия рассчитана на период 6-9 месяцев.
  • Проводит SEO-аудит — проверяет, чтобы веб-сайт отвечал требованиям поисковых систем с технической точки зрения.
  • Анализирует веб-сайты конкурентов — ищет, какие «фишки» можно перенять.
  • Даёт в работу технические задания программистам, верстальщикам, копирайтерам.
  • Собирает семантические ядра — перечни запросов, под которые оптимизируются страницы ресурса.
  • Подводит промежуточные итоги — к примеру, проверяет позиции веб-сайта по ключевым словам в динамике.
  • Доводит до ума юзабилити — делает веб-сайт максимально удобным для посетителей.

Ну и конечно, в обязанности SEO-специалиста входят регулярные отчёты перед заказчиком по поводу проведённых работ.

Требуемые навыки

Если специалист занимается продвижением веб-сайтов в поисковых системах, он должен обладать такими личными качествами:

  • Усидчивость. Навык, который обычно вписывают в резюме те, кому нечего вписать, здесь действительно важен. Специалист по SEO-продвижению — одна из самых «сидячих» профессий.
  • Концентрация. Придётся работать с огромными массивами данных — что сложно, когда «ветер в голове».
  • Организованность. SEO-шнику приходится удалённо взаимодействовать с большим числом специалистов. Он должен уметь планировать время, чтобы эффективно организовать их работу.

Касаемо необходимых профессиональных навыков, они таковы:

  • Понимание принципов ранжирования.
  • Умение пользоваться инструментами «Яндекс» и Google для вебмастеров и SEO-оптимизаторов. Речь идёт о «Метрике», Google Analytics, Search Console, «Яндекс.Вебмастер».
  • Навыки применения иных инструментов SEO-специалиста — Screaming Frog, Xenu, Key Collector.
  • Умение пользоваться программами из пакета Microsoft Office — прежде всего Excel.
  • Отличное знание русского языка. Так как большинство компаний не держит в штате редакторов, вычитывать сочинения копирайтеров SEO-специалисту придётся самостоятельно.
  • Знание принципов работы основных CMS.

Если специалист знаком с HTML и CSS, это плюс. Однако досконально знать данные языки не обязательно.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии SEO-оптимизатора веб-сайта таковы:

  • Востребованность. В Москве только на HH.ru открыто 158 вакансий SEO-специалистов — неплохо для «мёртвой профессии».
  • Высокая зарплата — тем, кто действительно разбирается. Раньше ЗП была ещё выше, но в последние годы рынок труда наводнили дилетанты, готовые работать за бесценок.
  • Не необходимо высшее образование. В ВУЗах не учат SEO-специалистов — приобрести эту профессию можно, окончив курсы таких школ, как Geekbrains и Skillbox. Однако если на «вышке» человек изучал информационные технологии, это хороший задел.
  • Функция регулярного развития в рабочее время. Так как обязательным навыком SEO-шника будет понимание принципов ранжирования, которые постоянно меняются, специалист может тратить солидный ломоть рабочего дня на чтение тематических статей.
  • Можно легко работать удалённо.

Сейчас поговорим о минусах:

  • Стресс. Представьте, вы построили дом, а назавтра приезжает человек из администрации и говорит, что требования к возведению фундамента изменились — придётся перезаливать и строить заново. Стресс? Ещё какой. Руки могут опуститься. В SEO подобное случается постоянно. Вы приводите веб-сайт к желаемому состоянию, потом у поисковиков происходит обновление алгоритмов, и всё — меняй фундамент.
  • Рутина. Творчества в SEO, увы, мало. Приходится ежедневно выполнять одинаковые операции. Если вы человек с творческим складом ума, для вас это может стать пыткой.
  • Большая ответственность. Теперь компании получают заказы в основном с SEO-трафика. Если допустите ошибку, которая приведёт к просадке позиций и, как следствие, к падению трафика, можете без труда оставить компанию без дохода.
  • Высокая конкуренция. В Москве на позиции с шестизначными зарплатами претендуют по дюжине SEO-шников. Приобрести такую должность без солидного бэкграунда и портфолио проблематично, так что наверняка придётся подниматься «с низов». Зарплаты специалистов уровня Junior намного скромнее — в Москве 45-50 тыс. рублей.

День SEO специалиста - картинка

Форматы работы SEO-специалиста

Окончив курсы обучения SEO, вы окажетесь перед выбором: что делать — устроиться в офис на полный день или заниматься фрилансом дома. Одно из преимуществ профессии — можно легко работать на себя.

Однако начать карьеру SEO-шника следует с работы в офисе. Вы просто не сможете без труда найти заказчиков, если нет ни портфолио, ни опыта — только сертификат об окончании обучения. Сертификат — признак надлежащего усвоения теоретического материала. С сертификатом, как с дипломом о «вышке» — де-юре ты профессионал, но когда тебя сажают в офисное кресло и нагружают задачами, ты не знаешь, как подступиться. Позиция Junior SEO — must-have для вчерашнего студента. Спрос невелик, зато можно без труда повариться в digital-каше, приобрести первый опыт(если повезёт — то и портфолио), подоставать Senior SEO вопросами по теме. В сфере SEO карьерный рост быстрый — через полгода или год удастся перебраться на Middle-уровень.

Или уйти в свободное плаванье. У фриланса масса выгод:

  • Ты работаешь, сколько хочешь и когда хочешь. Сможешь наконец отоспаться.
  • Доход зависит от тебя. Между тобой и покупателем нет посредника, забирающего львиную долю оплаты.
  • Ты не привязан к месту. Можешь в любой момент сорваться в другой город. Главное — не забудь ноутбук.
  • Можно без проблем удовлетворить своё тщеславие и превратить собственное имя в бренд — если вложиться в раскрутку личного веб-сайта, ютуб-канала, профиля в Инстаграме. Работая в агентстве, ты останешься в тени фирменного бренда.

Особенности работы в SEO

Работа в SEO довольно парадоксальна. С одной стороны, ты должен обладать способностью концентрироваться и уходить в себя, с другой, интровертам приходится туго. Необходимо постоянно общаться с заказчиком и уметь «продавать» текущий результат, который с точки зрения самого заказчика — недостаточный. Надо применять фантазию, чтобы объяснить покупателю суть работ на простых примерах, не обращаясь к профессиональной терминологии.

Заказчики SEO-услуг настроены по отношению к подрядчику предельно скептически. Понятно почему — наверняка «обжигались». Между покупателем и SEO-специалистом заключается договор, но защищает документ прежде всего исполнителя — бумага будет гарантом, что его не лишат финансирования спустя 1-2 месяца. Сам исполнитель гарантий вывода веб-сайта в топ дать не может, ведь SEO — не точная наука, где всё просчитывается наперёд.

SEO-шнику не следует быть слишком самонадеянным и самоуверенным. Лучше избегать громких обещаний в духе «выведу в топ любой веб-сайт». Опытный SEO-специалист — реалист, понимающий, что есть веб-сайты, с которыми в принципе невозможно ничего поделать. Структура устарела, контент — наследие «олдскульного» SEO с лютым переспамом. Необходимо начинать с нуля, но бюджета в «5 копеек», на котором настаивает заказчик, не хватит даже на десятую часть работы. Лучше отказаться, так как наиболее вероятная альтернатива — негативная карма, такой же отзыв и глаз, дёргающийся от стресса.

SEO специалист - картинка

Признаки хорошего SEO-специалиста

Обычно хорошего SEO-шника от дилетанта отличают по ряду критериев:

  • Есть личный блог. Неважно, веб-сайт или канал на YouTube. Если оптимизатору есть чем похвастать, он это сделает. Дилетант не станет рекламировать себя, так как боится «спалиться» — сморозить ерунду, из которой станет понятно, какой он «профи».
  • Нет признаков отчаяния. Хороший SEO-шник не станет с охотой соглашаться на работу ещё до того, как заказчик огласит условия. У хорошего SEO-шника заказов «выше крыши», так что его ещё убеждать придётся.
  • Не даёт голословных обещаний. «3 месяца, и веб-сайт в Топе по ВЧ-запросам!» — этого заказчик от хорошего SEO-специалиста не услышит. Оптимизатор понимает, что поисковая система — женского пола и настроение у неё меняется регулярно.
  • Есть портфолио. Всегда. Хороший SEO-оптимизатор щепетильно относится к портфолио, так как понимает, что это залог его востребованности.

К сожалению, шансы заказчика передать проект дилетантам всё равно довольно велики — как ни проверяй. Дилетант может запросто «примазаться» к чужому успеху — внести в портфолио проекты, над которыми работал всего ничего. По сути единственным эффективным инструментом поиска толкового SEO-подрядчика будет «сарафанное радио».

Советы начинающим SEO-специалистам

Никто не хочет отдавать проект в работу новичку. Но как быть начинающему SEO-специалисту? Главное — не отчаиваться, пробиться можно легко. Вот ряд рекомендаций, следуя которым новичок рано или поздно обретёт авторитет в отрасли:

  • Создать собственный веб-сайт. Это отличная экспериментальная площадка! Если у новичка нет функции экспериментировать, не переживая за результат, большая часть его знаний останется теорией.
  • Думать о людях, а не о поисковиках. Делать «SEO для людей» намного сложнее, чем работать по заветам «продвигаторов» из нулевых. Но в 2021 году старые способы неактуальны. SEO-шнику приходится обретать навыки маркетолога — составлять аватар покупателя, определять ЦУ.
  • Ставить контент в приоритет. Самое важное на веб-сайте — содержимое: статьи, видео, картинки. И чем дальше, тем привередливее становятся поисковики к контенту. Заказать текст у копирайтера и просто опубликовать — такая способа в прошлом. Необходимо найти метод подать информацию понятнее и интереснее, чем у конкурентов. Это тоже забота SEO-специалиста.
  • Не искать «волшебную таблетку». SEO — сфера, где опыт имеет в себя определяющее значение. Чем больше ты работаешь в SEO, тем лучше понимаешь поисковые машины. Ускорить этот процесс, увы, невозможно.

Краткое резюме

Должность того, кто занимается продвижением веб-сайтов, называется SEO-специалист. Этот человек отвечает за то, чтобы ресурс в выдаче занимал одну из лидирующих позиций. Услуги SEO-специалиста щедро оплачиваются компаниями, так как от SEO-трафика прямо зависит доход предприятия. Однако мастерство сеошника приходит исключительно с опытом — так что начинающему оптимизатору лучше устроиться в «подмастерья» к авторитетному специалисту, а не пытаться сразу же приобрести проект под полную ответственность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *